Писать о людях гораздо интереснее, чем об их функциональных обязанностях. Чем живут ведущие юристы России? О чем думают? Что их огорчает, удивляет, приводит в восторг? Наконец, как они достигли своего нынешнего успеха? Сегодня мы предлагаем вниманию читателей своеобразные «правила жизни» Романа Рогалева, заместителя генерального директора АО «Руст Россия»

Роман Рогалев: Раньше сам себе я таких вопросов не задавал. Это слишком сложно. Я даже задумался, а нужно ли их себе задавать-то? Что будет, если ты сам себе на них ответишь?

О счастье

Счастье – это передышка в смятении. Это не моя идея, а французского писателя Андре Моруа. Всю жизнь человек находится в состоянии смятения: к чему-то стремится, чего-то пытается достичь, а если не пытается, то тяготится этим. У каждого есть цели большие и маленькие. Плохо, когда нет цели. И вот посреди этой жизненной суеты есть момент, в котором ты останавливаешься, прислушиваешься к себе и понимаешь, что да, ты действительно счастлив… И идешь себе дальше.

У меня такие моменты бывают часто, но не постоянно. И не обязательно что-то хорошее должно произойти. Иногда неудачи позволяют понять, что в целом у тебя все неплохо.

Один из принципов, которым надо следовать, чтобы жить счастливо, согласно модному психологу Михаилу Лабковскому: «Делай то, что ты хочешь, и не делай того, чего ты не хочешь». Это удобно. Жаль, что не всегда получается.

Иногда ощущаешь свою беспомощность, чувство опустошенности. Но я никогда не был по-настоящему несчастлив. Наверное, несчастье – это когда ты теряешь самых близких людей, и самое страшное – когда родители теряют детей.

Пусть звучит банально, война – это несчастье. Это катастрофа, это трагедия. Угроза войны, к сожалению, становится реальной. Страшно представить, в каком будущем будут жить мои дети.

О характере

Моя главная черта? Циничность. Но я это в себе не порицаю. Особенно никому не доверяю. Иногда это плохо, мешает, но так есть. Я закрытый человек. Еще я умный, интересный, в общем, отличный парень. И очень скромный, конечно.

Пытаюсь в себе исправить привычку откладывать некоторые дела на потом. Наверное это связано с перфекционизмом, желанием все сделать идеально, и одновременно с неуверенностью в результате, в том, нужно ли это вообще кому-нибудь.

Чужие недостатки замечаю, но как определить, что хуже: лень, безразличие, ложь или подлость? Конечно, бывает ложь во благо. Вся история взаимоотношений людей – это же не про правду. Правда никому не нужна.

О дружбе

Мой лучший друг – одноклассница, мы дружили в школе, но сблизились уже в студенческие годы. К сожалению, сейчас мы нечасто общаемся, она живет в другом городе и воспитывает четверых детей. Но ближе друга у меня не было и нет. Еще есть товарищ, с которым мы, как в фильме «О чем говорят мужчины», два раза в год ездим путешествовать по миру и разговариваем об абсолютно разных вещах и историях. Можем беседовать часами, а можем молчать целый день. Хороший друг – это тот, с кем хорошо молчать вместе.

О любви

Я когда-то думал, что любовь – это химия. Навязчивое, но приятное состояние, которое всегда с тобой. Ты физически его ощущаешь, как ветер или солнечное тепло. Я чувствовал это, когда познакомился со своей будущей женой.

Я учился на последнем курсе. Меня пригласили на день рождения девушки моего приятеля в общежитие МГУ. Там была моя будущая жена, на тот момент она только поступила в университет. Познакомились, начали общаться. Тут товарищ отводит меня в сторону и говорит: «Это тебе не просто так, меня попросили за ней присматривать». А я ему: «Не напрягайся, я женюсь на ней». Где-то год я ухаживал, кстати, она относилась ко мне довольно прохладно. Но через год сдалась, и вместе мы уже 15 лет.

Когда я сказал, что женюсь, мне было 22 года, тогда я даже не мог себе представить, что можно прожить в браке больше пяти лет.

О детях

Во-первых, никогда не думайте, что человек, который находится перед вами, умнее вас. Когда-то так сказал мой отец. Это один из самых мудрых советов, которые я слышал. Своим детям (дочери девять лет, сыну – шесть) я бы сказал: нет ничего невозможного. Вы сможете добиться всего, чего пожелаете. Это вопрос усилий и энергии.

Второе: не бойтесь делать ошибки. Ошибки заставляют нас двигаться дальше – это прогресс. Победа в какой-то степени консерватор, она дает ощущение, что все правильно и ничего не нужно менять. И третье: не делайте людям того, чего бы вы не хотели получить в отношении себя.

Впрочем, вы можете говорить своим детям что угодно и учить их чему угодно, заставлять, требовать контролировать, проверять. Но ваши дети будут вашим подобием. Так заложено природой. Вы сколько угодно можете рассказывать детям, что такое хорошо и что такое плохо, но если вы сами не делаете того, о чем рассказываете, нечего ждать, что дети послушаются.

Я просто иногда смотрю на себя со стороны и думаю, что те или иные мои поступки могут восприниматься детьми правильно и в последующем отразиться на том, какими людьми они станут. Нужно работать над собой, но без фанатизма.

Когда я только готовился стать отцом, я подходил к вопросу со всей ответственностью: слушал с женой классическую музыку, мультики только на английском языке… Сейчас это все куда-то ушло. Я даже пробовал читать «Евгения Онегина» детям, но не пошло. Они поинтересовались, нет ли у меня в репертуаре чего-нибудь подинамичнее.

У меня очень хитрые дети. Они говорят: «Можно пойти в кино?» Я отвечаю: «Можно». – «А можно попкорн?» – «Нет». – «А если мы пять минут в планке простоим?» Прямо по-взрослому торгуются.

Конечно, наши дети счастливее и избалованнее нас – вниманием и подарками. Я не помню, чтобы у меня под елкой было 112 подарков. Максимум шоколадный набор, но то, как я ему радовался, сравнимо с тем, как мои дети радуются своим подаркам. Всегда надо делать скидку на время и обстоятельства.

О способностях

Вот хорошо бы уметь читать чужие мысли, понимать, что у человека в голове. Но постоянно подстраивать свое поведение, слова, поступки под это знание – сумасшествие. Правда, иногда очень хочется. Сидишь на переговорах и думаешь, что это маленькое знание обеспечит тебе успех или убережет от провала. И все, чего тебе не хватает, – залезть человеку в голову. Может он сделать пакость или нет? Вообще здорово было бы иметь миелофон (прибор для чтения мыслей в книгах Кира Булычева).

О любимых занятиях

Быть наедине с собой. Не важно, что я буду делать: читать, смотреть кино, ехать за рулем, сидеть дома один. Между прочим, я хожу один в кино, мне так нравится.

Мне тяжело абстрагироваться от отвлекающих или раздражающих факторов. Я немного завидую шаманам и прочим просветленным, которые умеют ловить нужную волну с помощью медитации и всяких практик. Но чтобы это работало, в это нужно верить, а я не верю. Я ходил один раз на йогу. И когда там призвали присутствующих расслабиться и читать речитативы на каком-то непонятном языке, было просто смешно.

О фильмах

Мой любимый фильм «Запах женщины». Я его могу смотреть бесконечно, нон-стоп. Герой Аль Пачино – отставной полковник Фрэнк Слэйд – на закате жизни решает побаловать себя шикарной поездкой в Нью-Йорк. Есть нюанс – он слепой. Родственники нанимают ему сиделку в лице нуждающегося студента. Это путешествие двух потрясающе не похожих друг на друга людей меняет их жизнь. Фильм о смысле жизни, который заключается в самой жизни. Это еще и лучший фильм для юристов – там гениальная сцена, когда полковник произносит идеальную для судебника речь в защиту этого самого студента.

Еще один любимый фильм – «Пролетая над гнездом кукушки». В нем герой Джека Николсона спорит с пациентами психушки, что оторвет от пола тяжелейший умывальник. Но сил не хватает, он останавливается и говорит: «Я хоть попытался, черт возьми, да… я хотя бы попробовал».

Но самая любимая цитата другая, она из интервью Владислава Суркова журналу «Русский пионер»: «Вся история человечества – это утилизация побочных эффектов от наделанных ошибок. Пройдя точку невозврата и осознав, что ты на ложном пути, не дергайся. Смело иди неверным путем. Только внимательно смотри по сторонам. И что-нибудь хорошее найдешь. Хотя и не то, что искал». Людям нужно давать право на ошибку. Но каждая ошибка должна быть проанализирована, оцифрована. На базе анализа ошибок строится история успеха.

О мечтах

Я мечтаю о банальных вещах. Чтобы мои дети выросли более-менее хорошими людьми. Если они будут лучше, чем я, это уже неплохо. Есть и мелкие мечты. Когда я был студентом, проехал от восточного побережья США до западного и обратно. Сейчас я хотел бы повторить этот маршрут. Еще хочу научиться играть на саксофоне. Помню, что в детстве я мечтал быть клоуном и выступать в цирке. Хотя в цирк не ходил – в Якутске просто не было цирка.

О смелости и страхах

Например, я не сажусь на мотоцикл, потому что у меня есть ощущение, что я обязательно разобьюсь. Очень хочется, но останавливает неприемлемость риска, опасение, что драйв возобладает над разумом. Очевидно же, что на 70 км/ч я не остановлюсь. Потому что примеры уже были.

Первый раз в жизни я поехал кататься на горных лыжах. Попробовал на маленькой горке – получилось. Решил, что я уже профессионал, и полез на самую большую гору. Упал один раз, другой, на третий сломал руку, но продолжал кататься. Вечером рука опухла, я пошел в больницу, и мне наложили повязку. Но уже через день я снова полез на горку. Короче, меня не остановить, а на мотоцикле риск разбиться выше, чем на горных лыжах.

Больше всего на свете я боюсь ситуации, когда буду беспомощен сделать что-то для своих детей. Когда сталкиваешься с вещами, которые вне твоего контроля.

А вот стать более открытым в плане человеческого общения, более откровенным с людьми мне бы хотелось. И это интервью – первый шаг.

Текст: Ксения Богданова

Предыдущая статьяВерхом на «харлее»
Следующая статьяXVII ежегодный «Юридический форум России»