Человек всегда искал возможность освободить себя от рутины. Это желание привело к появлению бытовой техники, заметно упрощающей нашу жизнь. Однако сегодня автоматизация процессов распространяется не только на бытовую сферу, но и на многие бизнес-процессы, в которых, казалось бы, никак не обойтись без участия человека. В частности, роботов пытаются обучить простейшим юридическим операциям. О перспективах и барьерах роботизации в юриспруденции изданию рассказали эксперты.

Автоматизация бизнес-процессов широко распространена в крупном бизнесе в России. Доверять выполнение рутинных процедур и типовых задач цифровым информационным системам предпочитают 80 процентов компаний. Более того, в будущем этот показатель продолжит расти, свидетельствует исследование аналитического центра НАФИ.

Robotic Process Automation, или RPA, стала чрезвычайно востребована, поскольку она позволяет освободить человека от выполнения рутинных задач. Большим спросом RPA-системы пользуются на рынке юридических услуг, где монотонные операции отнимают большую часть рабочего времени у специалистов.

При этом надо учитывать, что нагрузка на сотрудников юридических департаментов крупных компаний и частных фирм постоянно возрастает. Практически каждый день принимаются поправки, вносимые в законы и другие нормативные акты. В результате содержание типовых документов приходится менять каждый раз, тратя на эти цели большую часть рабочего времени.

Рынку нужны решения

В век цифровизации на рынке появилось много решений, которые обещали снять нагрузку с юристов. Поначалу даже казалось, что всю рутинную работу за человека будут делать роботы. Однако на деле выяснилось, что невозможно разработать универсальный продукт, который подошел бы всем участникам рынка. У каждой компании своя специфика, поэтому программистам приходится создавать решения под конкретных заказчиков. В итоге решения могут хорошо работать в компании-заказчике, но при попытке внедрить их же в другой организации не всегда возможно достичь желаемого эффекта. В такой ситуации работу приходится перепрофилировать на выполнение функций в новых условиях, что сопоставимо с разработкой новой программы автоматизации.

Несмотря на возникающие трудности, программисты не оставляют попыток создать по-настоящему универсальный продукт, который подошел бы большинству юристов. Тем более что рынок ждет подобных решений, о чем красноречиво говорят цифры. Так, согласно прогнозу Fotrune, объем глобального RPA-рынка достигнет отметки в 6,8 млрд долларов к 2026 году.

На российском рынке присутствует значительное количество сервисов и программ, позволяющих автоматизировать юридические процессы. По словам исполнительного директора НК «Содействие развитию корпоративного законодательства», советника адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», преподавателя Digital IP Елены Авакян, сейчас роботизация главным образом направлена на работу с конструкторами документов, с различными CRM-системами, с базами доверенностей (от их создания до отслеживания полномочий каждого конкретного представителя в момент совершения сделок), на формирование автоматизированных претензионных систем, а также на взаимодействие с судом – подачу стандартизированных заявлений, в основном о выдаче судебного приказа. По словам эксперта, все это базовые, первичные единицы роботизации.

Несмотря на это, RPA-системы пока не получили широкого распространения по нескольким причинам. Во-первых, все они еще далеки от реальных комплексных помощников, полагает Авакян. Эти решения ориентированы на очень узкий сегмент деятельности юристов. Во-вторых, широкому распространению роботизации юридических процессов препятствует высокая цена подобных продуктов.

«В-третьих, RPA-системы можно внедрить не в каждой компании, – отмечает Авакян. – Роботизацию проводят там, где уже созданы действенные, структурированные бизнес-процессы, а юридическая функция достигла высокой степени зрелости. К тому же роботизировать ситуационную юридическую модель, когда юристы действуют, как пожарная команда на выезде, невозможно. Все потому, что цифровизация хаоса порождает цифровой хаос».

Конечно, есть и более продвинутые проекты, например система машиночитаемого права. Речь идет о разработке нейросетей, которые могли бы помогать в создании нормативно-правовых актов, то есть анализировать эти документы, внедрять логику их создания и способствовать разработке новых. «Говорю это как участник рабочих групп по созданию подобного рода систем с применением высоких цифровых технологий», – подчеркивает Елена Авакян.

В помощь судам и «Госуслугам»

Большую часть времени юрист тратит на выполнение рутинных, однотипных операций. В основном это работа с документами, содержание которых меняется в зависимости от обстоятельств и особенностей дел, контрактов и прочего. Поэтому у рынка есть большая потребность в роботизации юридических процессов, считает сооснователь и директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев. 

Роботизация процессов рассматривается российскими компаниями как необходимое условие сохранения конкурентоспособности. Ведь на рынке юридических услуг востребованы организации с высокой скоростью работы, способные допускать минимум ошибок. Роботизация может устранить человеческий фактор, тем самым повысив скорость и качество работы юридических департаментов.

«RPA-системы позволяют автоматизировать поиск документов в реестре, создание писем, счетов-фактур, простых базовых договоров, – перечисляет Кивокурцев. – Однако существуют и ограничения: с помощью этих систем не получится составить сложные договоры, к примеру, о поглощении организации. То есть такие документы, которые будут содержать много творческой составляющей, нюансов, нестандартных позиций. К сожалению, пока формирование подобных договоров автоматизировать нельзя».

Автоматизация будет чрезвычайно востребована в судопроизводстве, ведь при рассмотрении дел большая часть времени тратится на сбор и предоставление юридических документов. Роботизация этих процессов позволит ускорить всю юридическую составляющую судопроизводства. Получится автоматизировать рассмотрение также и самих дел, уверен сооснователь Promobot. Уже сегодня можно опротестовать штраф с дорожных камер, полученный на информационном портале «Госуслуги». Робот при этом способен принять заявление, отклонить его и даже привести в исполнение административный протокол или отменить его. Все эти процессы совершаются без участия человека.

Банки обойдутся без жертв

У RPA-систем есть несколько явных преимуществ. Во-первых, исключение досадных ошибок, которые допускают неопытные и даже опытные юристы. Наличие подобных недочетов при составлении договоров нередко ведет к трате лишнего времени и других ресурсов компании.

Во-вторых, роботизация услуг влечет заметную экономию на персонале. Крупные компании и корпорации имеют в штате тысячи юристов, значительную долю которых можно заменить на компьютерный алгоритм. Это не означает, что все юристы потеряют работу: сокращения затронут в основном низкоквалифицированный персонал.

В-третьих, роботизация позволяет существенно увеличить скорость работы компании, потому что роботы исполняют свои функции быстрее людей, затрачивая на выполнение типовой задачи меньше времени.

Наконец, внедрение систем автоматизации бизнес-процессов увеличит эффективность работы организаций и, следовательно, их финансовые показатели.

Если говорить о примерах, то успешным применением RPA-систем в России служит технология рассмотрения заявки на кредит, используемая отечественными банками. Раньше заемщика проверял юридический департамент, служба безопасности. Для этого было необходимо обратиться к различным базам и разыскать в них нужную информацию. Сейчас же все делает робот: чтобы решить, выдавать ли клиенту банка кредит, достаточно пяти минут. Человек получает моментальную услугу без потери ее качества. При этом банку не приходится жертвовать безопасностью.

Однако RPA-системы внедряются на рынке не так активно, как хотелось бы. Главная причина этого кроется в отсутствии большого количества предложений. Причем имеющиеся продукты заточены в основном под выполнение узких задач для крупных корпораций. Между тем есть повод и для оптимизма. Ежегодно на отраслевом рынке появляется все больше проектов, стартапов и технологий. В будущем количество предприятий, использующих RPA-системы, будет намного выше, полагают эксперты.

«В перспективе очень много юристов будут заменены роботами, – уверен Кивокурцев. – Люди останутся там, где необходим нетривиальный подход и есть потребность в использовании преимуществ человеческого мышления. Так, свои рабочие места сохранят судьи, присяжные. А вот такие простые вещи, как наложение и обжалование штрафов, жилищные споры, вопросы ЖКХ и прочие административно-правовые аспекты будут автоматизированы».

Автор — Антон Котенев

Предыдущая статьяКадровые новости. Валерий Сиднев
Следующая статьяАдвокатское бюро «ЗКС» объявляет о присоединении старшего партнера Татьяны Ножкиной